Центр 3D-решений КРОК и EON Reality

Центр 3D-решений КРОК и EON Reality

Как стерео-3D и дополненная реальность могут пригодиться в нефтяном бизнесе или при проектировании сложных устройств?

Как они могут помочь учащимся? 

Итак, российский системный интегратор КРОК и разработчик программного и аппаратного обеспечения для работы с трехмерным изображением EON Reality
организовали на базе офиса КРОК первый в России центр 3D-решений.

Он предназначен для демонстрации аудиовизуальных технологий на оборудовании и ПО EON Reality.

 Тема 3D интересует не только потребителей видеоконтента, но и корпоративных заказчиков, так как предоставляет совсем другие возможности по взаимодействию с разрабатываемыми устройствами или конструкциями. Например, если вы рассказываете о том, как будет устроен проектируемый городской квартал, гораздо нагляднее будет показать его в 3D, нежели приводить двухмерные схемы или сухие цифры с количеством деревьев и домов. Скажем так, это куда проще продать инвесторам. Также 3D дает куда больше возможностей для организации учебного процесса, позволяя детально и со всех сторон рассмотреть то, что в реальном мире увидеть сложно либо невозможно, — к примеру строение человеческого глаза.

 Для КРОК, крупнейшего системного интегратора России и одной из крупнейших российских IT-компаний, 3D-решения — явление новое, и заместитель генерального директора КРОК Руслан Заединов, открывая презентацию, объяснял такой внезапный шаг к 3D примерно следующим образом. «Раньше, — говорит Руслан, — у нас были дата-центры. Потом к этому добавились всевозможные способы легкого доступа к ресурсам IT, которые мы активно продвигали, — я имею в виду облачные сервисы. Теперь же мы переходим к 3D-решениям. Это логично, не увидеть этот шаг было просто невозможно. Смотрите сами: сначала мы предлагали информацию, потом — способы получения этой информации, теперь — способы ее обработки».

Покупатель принимает решение под впечатлением, на эмоциях (впечатления, поверьте, красочные). В теории это может повысить продажи.
Сокращаются затраты на обучение персонала (связанные с командировками, например) и повышается скорость обучения. Согласно исследованиям, у 86% обучающихся в 3D-аудитории (вместо использования 2D-слайдов) повысились результаты тестов, уровень внимания удвоился (с 48% до 96%), а общее количество баллов возрасло на 35%. Есть и более конкретные примеры: после внедрения технологии в BP (British Petroleum) выяснилось, что те, кто проходил обучение в виртуальной среде, на 80% лучше усвоили материал, чем те, кто обучался традиционным способом. По крайней мере так заявляет Брайан Ральфс, директор BP по технологиям.
С помощью 3D-технологий легко делать интерактивные инструкции к сложным объектам. Очень непросто объяснить человеку, не присутствующему в данный момент на нефтяной вышке, какой вентиль надо закрутить, если вдруг что-то случилось. 3D-визуализация помогает как наглядно продемонстрировать необходимые действия, так и провести что-то вроде экзамена по поведению во внештатных ситуациях.

 Согласно заявлениям КРОК, 3D-технологии позволяют значительно снижать расходы

Центр 3D-решений состоит в целом из трех частей. Во-первых, это школа разработчиков 3D-контента. В ней обучаются московские студенты (сейчас набран первый поток из 25 человек, в дальнейшем число учащихся планируется увеличить до 50), а преподают — специалисты EON Reality со всего света. Длительность курса — 9 месяцев, и за это время студентов планируют научить огромному количеству всего — от 3D-моделирования и до программирования и работы со специфическим ПО EON Reality. Часть студентов компания КРОК, не дожидаясь окончания курсов, уже взяла на работу. В дальнейшем в школе планируется обучать не только студентов, но и представителей компаний-заказчиков, которым приглянется какая-либо из 3D-систем EON Reality.

Во-вторых, в центр 3D-решений входит лаборатория разработки 3D-контента. Она в данном случае совершенно необходима, поскольку потребности и задачи у всех заказчиков разные, а КРОК планирует поставлять готовые решения, то есть и аппаратную часть, и программную, и собственно модели. В качестве демонстрации возможностей лаборатории специалисты КРОК показывают 3D-модель собственного дата-центра «Компрессор» на шоссе Энтузиастов. 3D-визуализация была сделана за счет наложения текстур на CAD-модель и последующей ее доработки. На создание такой достаточно крупной и сложной модели у специалистов КРОК уходит около 3 месяцев. Само собой, создавать 3D-визуализации в КРОК могут не только из готовых трехмерных моделей, но и на основе 2D-чертежей, а также за счет 3D-сканирования (в том числе и помещений).

 В-третьих, самое интересное: демонстрационный зал 3D-решений. Он находится в офисе КРОК в Москве и включает 9 различных систем EON Reality, по-разному устроенных и служащих разным целям. Перечислим эти системы:

 

Комната виртуальной реальности EON Icube

Мобильная комната виртуальной реальности EON Icube Mobile

Панорамная 3D-проекция

Голографическая проекция на стекло

3D-дисплей без очков

3D-проекция на экран

Дисплей виртуальной реальности EON Idesk

Мобильный дисплей виртуальной реальности EON Ibench Mobile

Интерактивное зеркало

 

 Все эти решения по-своему интересны, но наиболее впечатляющими выглядят EON Icube (как мобильный, так и стационарный), а также EON Ibench Mobile и Idesk. Начнем с «кубов». Icube в демоцентре КРОК представляет собой куб (на самом деле — прямоугольный параллелепипед) без двух или трех сторон. Остальные стороны — это проекционные экраны, каждую обслуживает отдельный проектор, установленный за ней. Также в «кубе» смонтирована система объемного звучания и камера, следящая за положением находящегося в нем человека.

 Эта модель сделана самой EON Reality — как раз для наглядной демонстрации возможностей Icube. Поначалу ощущения человека, шагнувшего в "куб", не из приятных, но потом привыкаешь

 Зритель (а он в каждый момент в «кубе» может быть только один) надевает активные затворные 3D-очки, дополненные своеобразными рожками — датчиками, по которым камера определяет его положение в пространстве. Несколько проекторов позволяют создать 3D-изображение и изменять его в зависимости от того, где находится пользователь и куда он смотрит. Создается впечатление, что буквально присутствуешь в том месте, которое показывает «куб», — хочется все потрогать, настолько реальным оно выглядит. Конечно, при условии достаточной проработки модели.

 «Кубы» различаются размером, а также разрешением и яркостью проекторов. Мобильный Icube Mobile характеризуется высотой порядка 2,5 м и шириной 3м, разрешение каждого из проекторов составляет 1024х768, яркость — 2000 ANSI-люмен.

Время монтажа или демонтажа такого «куба» — порядка 8 часов, то есть его вполне можно развернуть на стенде на какой-нибудь выставке. Более крупный стационарный Icube получил куда более серьезные проекторы — 1920х1200 и 7000 ANSI-люмен. Но его намного сложнее собирать. Помещение, в котором установлен Icube Mobile, необходимо затенять, стационарный Icube можно использовать даже в хорошо освещенном помещении.

 Мобильный куб отличается от стационарного размером, но почему-то производит даже большее впечатление

 В качестве демонстрации работы «кубов» посетителям демостенда предлагалось посмотреть на визуализацию авиационной турбины в мобильном «кубе» и на нефтяную платформу — в стационарном. И то и другое — запоминающийся опыт: можно засунуть голову внутрь турбины и рассматривать ее внутреннее строение, ну а по нефтяной платформе можно прогуливаться (при помощи геймпада от Xbox), изучая эту необычную постройку.

 EON Reality Ibench Mobile представляет собой мобильный комплекс, включающий нечто напоминающее крупный планшет, пассивные 3D-очки и оригинальный манипулятор-ручку. В демонстрационном зале КРОК на Ibench Mobile была установлена программа, позволяющая студентам изучить строение глаза. Как только пользователь надевает очки, над поверхностью планшета он видит увеличенный макет человеческого глаза.

 При помощи манипулятора этот макет можно разбирать на части, практически как физическую модель. Но в медицинских вузах модель обычно одна на кабинет, а «планшетов» Ibecnh Mobile может быть много… При этом Ibench Mobile, как и остальные решения EON Reality и других разработчиков, не привязаны к конкретной модели. То есть вместо глаза тут могло бы быть сердце, легкие или макет каравеллы.

 EON Reality Idesk представляет собой примерно то же самое, но на базе обычного компьютера с 3D-монитором. От Ibench Mobile он может отличаться как мощностью, так и ценой (и там и там — в лучшую сторону), но его значительно сложнее транспортировать.

 Почему именно EON Reality? Потому что из всех компаний, занимающихся 3D-визуализацией такого типа, только EON Reality смогла предложить несколько разных готовых решений, достаточно простых в использовании и без проблем интегрируемых с CAD. Конкурирующая Dassault Systems, например, по словам представителей КРОК, предлагает более гибкие решения, но не «под ключ» и ощутимо более дорогие.